Свет в храме принципиально не утилитарен, он является проводником смысла, глубоко символичен и должен быть тщательно продуман и локализован. Чередование темных и светлых участков, правильные переходы из полумрака в полусвет, сочетание прямого и отраженного света, игра на разнице цветовых температур, эффект сияния, акценты и рефлексы… все это является обязательным условием для создания гармоничной свето-пространственной композиции храма.
Разбирать световую партитуру христианской церкви будем на примере классического православного крестово-купольного храма, католический похож по структуре, но:
— алтарь не скрыт от глаз прихожан алтарной преградой (иконостасом)
— как правило, имеет большое количество оконных проемов, в православной же традиции площадь окон не должна превышать 10% от площади пола.
Для начала, основные элементы храма:
- Притвор (Нартекс)
- Средняя часть храма (Наос)
- Алтарь
Притвор — является символом мира греховного. Там стоят оглашенные и кающиеся. Естественное освещение должно быть ограниченным или отсутствовать. Это самое темное место в храме. Уровень освещенности — 20лк*
Средняя часть храма — является символом Земли. Купол — символ Неба, а его проекция на пол в районе средокрестия, их соединением. Здесь располагаются верные (крещеные христиане). Боковые приделы более темные, чем центральный неф. Естественное освещение осуществляется преимущественно из верхней зоны через окна в стенах и в световых барабанах глав. Это зона игры света, тени и рефлексов. Уровень освещенности — 50лк*
Алтарь — образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям, здесь находятся священнослужители и главное место в храме — престол. Естественное освещение осуществляется, как правило, через три светопроема в апсиде, центральный из которых ориентирован в восточном направлении. Иконостас освещен дополнительно — это самое светлое место в храме. Уровень освещенности — 200лк*
*СНиП 23-05-95
Характеристика светового настроения элементов храма:
- Притвор — полумрак
- Наос — полусвет
- Купол — сияние
- Средокрестие — рефлекс
- Алтарь — свет
- Престол — акцент
Источники освещения
Естественные #небесный #рассеянный #холодный #белый #голубой
- Оконные проемы в алтарной части — освещение алтаря, частично храма и акцентировано — престола
- Боковые и фронтальные оконные проемы — освещение средней части храма, трансепта и хоров
- Проемы в световом барабане — освещение купола и светом, отраженным от парусов — храма и стен
Искусственные #земной #точечный #теплый #желтый #цветной
- Паникадило — многоярусная люстра с 12 и более свечами, более древний вариант — одноярусный Хорос в виде обода колеса — располагается в центральном нефе под куполом и символизирует круги планет
- Поликадило — люстра от 7 до 12 свечей располагается, как правило, в боковых приделах
- Настенные бра — дополнительное освещение
- Лампады — освещение икон
- Подсвечники — живые свечи
Церковный устав предусматривает при праздничных и воскресных богослужениях зажигание всех светильников, в других случаях только некоторой части, а в третьих — почти полное выключение, но полной темноты не должно быть никогда.
Электрическое же освещение в храме нежелательно с любой точки зрения: богословской, эстетической и психологической.
Здесь будет уместно процитировать Павла Флоренского:
«… Далеко не безразличен способ, каким она (икона) освещена… Это освещение в данном случае — отнюдь не есть рассеянный свет художественного ателье или музейной залы, но неровный и неравномерный, колышущийся, отчасти, может быть, мигающий свет лампады. Рассчитанная на игру трепетного, волнуемого каждым ветерком пламени, заранее учитывающая эффекты цветных рефлексов от пучков света, проходящего через цветное, порою граненое, стекло, икона может созерцаться как таковая только при этом струении, только при этом волнении света, дробящегося, неровного, как бы пульсирующего, богатого теплыми призматическими лучами, — света, который всеми воспринимается как живой, как греющий душу, как испускающий теплое благоухание…
Золото, — варварское, тяжелое, бессодержательное при дневном рассеянном свете, — волнующимся пламенем лампады или свечки оживляется, ибо искрится мириадами всплесков то там, то здесь, давая предчувствие иных, неземных светов, наполняющих горнее пространство… электрический свет убивает краску и нарушает равновесие цветовых масс…»
Кроме того, слабый дым от горящих свечей и лампад создает атмосферу таинства и, как известно, углубляет воздушную перспективу.
При установке в храме дополнительного светового оборудования, художнику по свету следует избегать форсированной театральности, использования активных цветов и концертных приемов. Внимательно и с уважением изучите архитектуру, художественную и смысловую структуру храма — тогда правильное решение придет к вам само… но не переусердствуйте с количеством, возможно, будет достаточно пары выверенных мазков и будет свет, и будет он хорош…